Страна-лидер по дешевизне бензина - Венесуэла. Там он стоит дешевле воды: 2,5 цента или около 1,5 руб. по текущему курсу. В таких условиях автомобилизация должна идти стремительно вверх. И в рекордном 2007 году здесь было продано почти полмиллиона автомобилей — неплохо для страны с населением в 28 млн человек.
Но со временем в страну пришел финансовый кризис и продажи снизились: в 2010 году объем рынка составил уже 100 тыс. автомобилей, а последующая гиперинфляция окончательно дестабилизировала экономику Венесуэлы. В 2014 году было продано только 27 тысяч автомобилей, еще через год — 17 тысяч.
Последние официальные данные известны за 2020 год. Тогда венесуэльцы купили лишь 1675 новых автомобилей, самыми популярными стали Toyota Fortuner и Hilux местной сборки.
Ливия - богатая нефтью страна, в которой долгое время сохраняется нестабильная политическая ситуация.
После переворота 2011 года в Ливии происходят внутренние конфликты. Однако, на продажах автомобилей это сказывается не так заметно, как в Венесуэле. Во времена правления Муаммара Каддафи ежегодно в стране продавалось около 50 тысяч автомобилей, а после его свержения рынок просел вдвое, но на этом и стабилизировался.
Спрос на топливо в Иране очень высокий. В прошлом году было продано 907 000 автомобилей. А в рекордном 2017 году иранцы приобрели 1,37 млн машин. Сейчас один автомобиль приходится на 92 жителя.
Говоря о брендах, много лет за лидерство на рынке Ирана спорят Peugeot и локальный производитель Saipa, а третье место занимают автомобили Iran Khodro, также созданные на французской основе. Самой же популярной моделью является Saipa Pride — модифицированная версия малолитражки Kia Pride.
На протяжении 11 лет в этой стране продолжается гражданская война, но формально автомобильный рынок существует и представлен компаниями Hyundai и Kia.
Объемы продаж в Сирии стабильно снижаются: в 2014 году было продано 14 тысяч автомобилей, а в прошлом году продали только 1958 экземпляров, 499 из которых были кроссоверы Hyundai Tucson.
Правительство Алжира решило стимулировать местный рынок, но по итогу сделало только хуже. В рекордном 2013 году было продано более 430 тысяч новых машин. Затем все силы были направлены на местное производство - импортные модели стали облагаться высокими таможенными пошлинами.
Это и привело к дефициту и росту цен, вследствие чего продажи упали в 4 раза. Окончательный удар по рынку нанесла пандемия: в 2020 и 2021 годах в Алжире продавалось всего по 20 тысяч автомобилей.
Переходим к странам с самой высокой ценой на бензин. Одной из таких стран является Израиль. При этом местный автомобильный рынок стабилен: после рекордного 2016 года (287 000 машин) продажи снижались. Во время пандемии было продано 215 тысяч автомобилей, а в 2021 показатели превысили отметку в 289 тысяч.
Лидерами рынка Израиля являются Hyundai, Toyota и Kia, дальше идут Skoda, Mazda, Mitsubishi, Seat, Nissan, Suzuki и Chevrolet.
Норвегия - современная и прогрессивная страна, жители которой все чаще предпочитают электрокары. Автомобильная электрификация в стране происходит из-за государственных субсидий. Самый популярный автомобиль — Tesla Model 3, который только за прошлый год приобрели 15 тысяч покупателей.
Норвежский рынок тоже может похвастаться стабильностью — даже пандемия сократила продажи лишь символически, до 140 тысяч (исторический максимум был 150 тыс.), а прошлый год ознаменовался мощным отскоком и новым рекордом — 176 тысяч экземпляров.
Население этого маленького княжества — всего 38 тыс. человек, при этом за 2019 было куплено 3200 новых автомобилей. То есть личный автопарк обновил почти каждый десятый житель! Естественно, лидерами рынка здесь являются Mercedes-Benz, Audi и Porsche.
Интересный факт: самая популярная модель в Монако - Smart! Он опережал A-класс, Q3, Macan, Cayenne, GLC и 911.
Неожиданный контраст? Литр бензина в ЦАР почти самый дорогой в мире, но вовсе не из-за зажиточности населения. Просто бензина здесь практически нет, а экономика практически отсутствует: страна является одной из беднейших в мире.
Официальные данные о продаже новых машин отсутствуют, но исследования гласят, что ежегодно здесь продается несколько сотен экземпляров.
Самый дорогой бензин на нашей планете продается в Гонконге — там за литр просят почти три доллара! Это связано с высоким уровнем жизни (средняя зарплата здесь составляет 2200 долларов в месяц), что отражается и на местном автомобильном рынке.
Toyota, Mercedes-Benz, Honda, BMW, Nissan, Tesla, Lexus, Audi, Kia и Volkswagen — лидеры продаж.
При этом сам объем рынка сравнительно невелик: в 2019 году он составил 38 тысяч новых автомобилей. Уровень относительной автомобилизации остается небольшим — при населении в 7,5 млн человек показатель составил 1:133, а теперь упал до 1:197. Это вдвое хуже, чем в России и Иране.